Отверженный. Как выпускник детдома стал бомжом в Петрозаводске — yo-robot.ru

В нашу редакцию обратилась врач петрозаводского травмпункта Валентина Рябова. В ее письме рассказывалось о 18-летнем парне, который попал в травмпункт накануне ночью. Судя по истории, рассказанной юношей, он оказался в безвыходной ситуации. Выпускник детского дома, по сути, оказался на улице, без крыши над головой и без шансов найти приют.

Впрочем, вот текст этого письма.

Вот такая ужасная история. Мы связались с центром помощи детям «Надежда», чтобы узнать, как же быть людям в такой ситуации. Неужели у них действительно нет иного выхода, кроме как становится бомжами, садиться в тюрьму или замерзать на улице? То, что рассказала нам директор центра «Надежда» Ольга Клевина, помогло лучше понять эту ситуацию. Но, увы, не сделало ее менее безысходной.

Андрей Семенов () родился в Вологодской деревне в многодетной семье. Отец отбывал наказание в карельской колонии, мать пила и, по словам соседей, часто забывала накормить детей и натопить дом. В конце концов, ее лишили родительских прав, а детей определили в Тотемский приют на Вологодчине. Через год Андрея усыновили, но новоявленные родители не справились с его воспитанием и через несколько месяцев отказались от него.

— Для психики детей это чрезвычайно травмирующий момент, — говорит Ольга Клевина. – Они воспринимают это как повторное предательство и озлобляются на весь мир. Как правило, с детьми, пережившими подобную травму, потом бывает очень тяжело работать.

К тому времени освободился папа Андрея и согласился взять сына к себе. Мальчик переехал в Карелию, но отец его оказался алкоголиком, нигде не работал и через год, как и мать, был лишен родительских прав. Так в возрасте 15 лет Андрей попал в центр помощи детям «Надежда».

— К этому возрасту Андрей уже много пережил и был очень не простым подростком, — рассказывает Ольга Клевина. – Он выпивал, страдал токсикоманией, воровал, и в итоге в декабре 2018 года решением суда был отправлен в Неманское исправительное учреждение закрытого типа в Калининградскую область.

Центр «Надежда»

Там он прожил порядка двух лет и в ноябре 2020 года, за считанные недели до своего совершеннолетия вернулся в «Надежду». По закону, когда воспитанникам детских домов исполняется 18 лет, они должны возвращаться в тот дом, в котором проживали до детского дома. Если же такой возможности нет, то государство обязано предоставить им другое жилье в том же регионе. То есть Андрею предстояло вернуться на родину – в Вологодскую область и там ждать своей очереди на квартиру.

— Обычно ждать приходится год или два, — говорит Ольга Клевина. — Мы уже договорились с Вологодским Центром помощи детям. Их специалисты должны были приехать за Андреем, отвезти его в Вологду и поселить в своем Центре, чтобы он там жил, пока не подойдет его очередь на квартиру. Но буквально за три дня до отъезда мы получили уведомление из суда.

Оказалось, за то короткое время, которое прошло после возвращения Андрея из исправительного учреждения, он успел совершить кражу в магазине «Пятерочка» и сейчас находится под подпиской о невыезде. Так что ни о каком переезде в Вологду не могло быть и речи.

— Мы никого не выставляем на улицу, — продолжает свой рассказ Ольга Клевина. —  Решили оставить Андрея у нас. Тем более, что с карельскими воспитанниками мы такое практикуем. В Центре сейчас ждут очереди на жилье четыре совершеннолетних выпускника. К Андрею была лишь одна серьезная просьба — не напиваться. Я ему так и сказала: если выпил, пожалуйста, в Центр не приходи. Ну, потому, что когда он выпивает, он становится очень агрессивным.

А дальше понятно. Андрей пообещал, но сдержать слово не смог. Вечером 28 января он напился, сломал две двери, бил посуду, угрожал воспитательнице «розочкой» от бутылки, напугал детей… На следующий день руководство Центра приняло решение с ним расстаться.

— Я договорилась с директором комплексного центра социального обслуживания (дом ночного пребывания), что они примут нашего Андрея, — говорит Клевина. – Питаться он мог продолжать у нас. Но он стал кричать, что «в бомжатнике жить не будет» и ушел.

А дальше мы уже знаем. Андрей познакомился с людьми из общежития на Кемской, пожил какое-то время у них, подрался, был избит, попал в травмпункт и в итоге ушел в 20-градусный мороз… в никуда.

— Я точно знаю, что назад мы его не возьмем, — говорит Ольга Клевина. – Как бы жалко его не было, я не могу рисковать жизнью и здоровьем других детей. Да, и воспитателями я тоже рисковать не могу. Я считаю, неправильно совершеннолетних ребят, оставшихся без квартир, содержать в учреждениях вместе с маленькими детьми. Раз государство не может сразу обеспечить совершеннолетних сирот жильем, оно должно выделять деньги на съем квартир для них. Или нужно создать для них временный жилой фонд.

Ольгу Геннадьевну можно понять. В Центре «Надежда» проживает 70 детей от 3 до 18 лет. Их соседство с пьяным, неуправляемым и, по сути, уже взрослым человеком действительно может привести к беде. Но что же делать? Андрей же не виноват, что родился в плохой семье. Что ждет этого несчастного парня, кроме тюрьмы и, скорее всего, ранней смерти?

Геннадий Сараев

— Перспектива у парня, к сожалению, действительно не радужная, — прокомментировал эту ситуацию уполномоченный по правам ребенка в Карелии Геннадий Сараев. – Он, кроме криминала, мало что видел, и я не знаю, что должно произойти, чтобы он принял какие-то другие ценности и культуру. Проблема центров помощи детям в том, что молодые люди до 23 лет имеет право проживать в учреждении, если у них нет другого жилья. Очередь на предоставление жилья сиротам идёт медленно, отдельного социального жилья, где эти молодые люди могли бы проживать с сопровождением, нет. Вот и получаем ситуации, когда вместе с детьми, в центрах проживают 18-22 летние девушки и юноши с большим криминальным бэкграундом. Я вижу выход в создании квартир – мини-центров для проживания таких  молодых людей под патронажем закрепленных за ними кураторов.

Что ж, не исключено, что когда-нибудь эти здравые мысли будут воплощены в жизнь. Не в этом году так в следующем. Или в следующим веке. А что до Андрея… видимо, уже ничего.

Источник: gubdaily.ru

Yo Robot
Добавить комментарий