Старшее поколение воспринимает мир с «опозданием» на 20-30 лет — yo-robot.ru

Cоциологи Тюмени и Санкт-Петербурга выяснили, что молодые и взрослые люди ощущают себя в разных социокультурных контекстах, даже проживая при этом в одном регионе. Восприятие молодежи соответствует современному состоянию российского общества, а старшее поколение продолжает ощущать мир в контексте минувших 20-30 лет.

ТюмГУ # индустриальное общество # конкурентоспособность # молодежь # рынок труда # старшее поколение Старшее поколение воспринимает мир с «опозданием» на 20-30 лет / ©nko.pskov.ru

«Социокультурный контекст конкурентоспособности молодежи в наибольшей степени соответствует современному состоянию общества в России. Однако многие взрослые, зрелые люди продолжают ощущать себя живущими в контексте минувших двух-трех десятилетий», — сообщил доктор социологических наук, главный редактор академического журнала «Сибирский социум» Тюменского государственного университета Валентин Немировский.

По мнению ученого, социальная конкурентоспособность человека является одной из функций его как человеческого, так и социального капитала. Результаты реализации этой конкурентоспособности выражаются через ряд характеристик субъективного социального благополучия.

Отсюда следует, что чем более развиты эти виды капитала у индивида или социальной группы и чем выше субъективные характеристики, отражающие реализацию их конкурентных преимуществ в обществе, тем выше социальная конкурентоспособность. На этой основе социологами был разработан «индекс социальной конкурентоспособности».

Занятость подростков и молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет в период с 1994 по 2018 год. Красным цветом отмечены работающие люди, синим — студенты или стажеры, голубым — те, кто не является ни студентом, ни работающим / ©www.laender-analysen.de

С его помощью ученые зафиксировали, что в массовом сознании молодых людей 18-25 лет есть две идеи, которые связаны с конкурентоспособностью: о том, что в их регионе преобладают характеристики капиталистического или индустриального общества, и что они уже живут в условиях посткапиталистического или информационного общества.

«Для каждого из этих типов общества могут быть характерны конкретные карьерные стратегии для реализации конкурентных амбиций молодых людей, — считают эксперты. – Однако занятость в организации, в которой условия труда и корпоративная культура создают у молодежи ассоциации с «рабским» трудом, делает их менее конкурентоспособными в современном обществе. В то же время следует учитывать, что в таких компаниях часто работают низкоквалифицированные работники».

Процентное соотношение занятости подростков и молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет в период с 1994 по 2018 год. Первый столбец — работающие люди, второй — студенты или стажеры, третий — те, кто не является ни студентом, ни работающим / ©www.laender-analysen.de

Самый высокий индекс социальной конкурентоспособности отмечен у активных молодых людей, которые имеют свое дело и хотят управлять им на свой страх и риск. Исследователи также выявили следующий парадокс. С одной стороны, высоко конкурентоспособными могут быть молодые люди, которые заняты творческой работой, интеллектуальным и нравственным развитием.

С другой — это относится и к тем людям, которые ориентируются на принципы потребления и получения удовольствия. Социологи объясняют это двойственностью социальных норм и ценностей, которые существуют в региональном сообществе и мотивируют жизненный успех человека. То есть мотивация для высоких показателей конкурентоспособности может быть разной — от морального удовлетворения от работы до получения удовольствия от заработанных денег.

Исследователи планируют продолжить изучение социальной конкурентоспособности молодежи, в том числе с использованием межрегионального сравнительного подхода. «Представляется многообещающим дальнейшее исследование контекста с целью анализа менее изученных механизмов, которые имеют решающее значение для социального успеха», — подытожил Валентин Немировский.

Исследование проводилось в рамках госзадания  Минобрнауки РФ «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодежи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики» (научный руководитель: академик РАО Геннадий Куцев). Методом формализованного интервью были опрошены жители Красноярского края при участии сотрудников СФУ. Итоги опубликованы в информационном бюллетене Russland-Analysen. 

Источник: naked-science.ru

Yo Robot
Добавить комментарий