В России промышленный дизайн – явление сравнительно новое, хотя и существует еще с советских времен. 29 июня состоялся всемирный день этой профессии, а эксперты Уральского оптико-механического завода холдинга «Швабе» (Госкорпорация Ростех) рассказали, кто и как развивал промдизайн в нашей стране.
Ростех # Владимир Рунге # Джозайя Веджвуд # промышленный дизайн # Салют-3 # фотоаппарат Зенит Пылесосы времен СССР / ©mosprogulka.ru
В том, что наша страна всегда могла создавать продукты, конкурентоспособные по своим техническим характеристикам, сомнений нет. Но по внешнему виду они часто проигрывали аналогам, что плохо отражалось на их рыночной популярности. Сейчас направление промдизайна в России переживает ренессанс, а одним из драйверов этого процесса выступает Ростех.
Необходимость развивать это направление была обусловлена задачей по повышению объемов производства гражданской продукции – к 2025 году на предприятиях Госкорпорации рассчитывают достичь паритета между военной и гражданской продукцией. На первых этапах диверсификации в Ростехе столкнулись с проблемой отсутствия понимания у производственников, традиционно занимавшихся военными изделиями, что промдизайн – это не просто красивый концепт внешнего вида изделия, а необходимость учитывать эргономику, безопасность, возможности производства, постпродажное обслуживание и себестоимость разрабатываемого изделия. Чтобы возродить это направление, на предприятиях Госкорпорации и создаются дизайн-центры.
«Индустриальный дизайн – это работа с продуктом от формы до программирования его жизненного цикла. Более того, именно промышленный дизайн на этапе разработки продукта сегодня отвечает за внедрение инноваций, – отмечает исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко. – И очень важно сформировать понимание промдизайна как инструмента, который учитывает и инженерные знания, и реалии конкретных заводов и предприятий, и красоту, и функциональность. Это накладывает на профессию промдизайнера огромную ответственность и требует он специалиста в этой области огромного объема знаний. На мой взгляд, промышленный дизайнер – одна из наиболее перспективных профессий на многие годы вперед».
К истокам
Английский художник-керамист XVIII века Джозайя Веджвуд был уверен: красота формы и композиции предмета – не случайность, а четко выверенный и целиком модерируемый человеком процесс. Руководствуясь этим принципом, Веджвуд одним из первых совместил дизайн с промышленностью, где основной упор был сделан на материаловедении и изучении рынка.
Одержимый перфекционист, он часто появлялся на своей именной фабрике и лично проверял качество работы. В свое время, из-за поражения натуральной оспой, Джозайе ампутировали ногу, и передвигался он с помощью деревянного протеза и трости. Этой самой тростью он без сожаления колотил посуду, не отвечавшую его стандартам.
Памятник Джозайе Веджвуду в Англии / ©ru.wikipedia.org
Справедливости ради, столь же высокие требования он применял и к себе. Хронология его работ по керамике – это последовательный прогресс, достигаемый годами проб и ошибок, отсекания лишнего и адаптации рабочих идей. Можно сказать, эволюция – не без иронии, поскольку внуком Веджвуда был Чарльз Дарвин. Сам же он вошел в историю как родоначальник промышленного дизайна. Английский писатель и, по совместительству, 41-й министр Великобритании Уильям Гладстон писал о Джозайе: «Он был величайшим из тех, кто посвятил свою жизнь объединению искусства и промышленности».
«За двести с лишним лет, минувших с тех пор, и индустрия, и дизайн довольно изменились. Но принципы, заложенные Веджвудом в разгар Великой индустриальной революции, соблюдаются до сих пор», – рассказывает руководитель центра промышленного дизайна УОМЗ (входит в «Швабе» Госкорпорации Ростех), председатель Свердловского отделения «Союза Дизайнеров России» Сергей Шашмурин.
Максимум содержания – минимум формы
По запросу «промышленный дизайн в СССР» поисковики выдают, как правило, один и тот же набор фотографий и иллюстраций: от концепт-артов умного дома «Сфинкс» и футуристического поезда столичного метро до вполне реального граненого стакана, микроавтобуса «Латвия» и бетонного забора «с ромбиками». С историей индустрии как таковой еще сложнее. Термин «дизайн» сам по себе почти не употреблялся – разве что в довесок к прилагательным, типа «художественный», «промышленный» и «графический».
Микроавтобус «Лавтия» / ©cdn.fishki.net
Соответственно, о дизайнерах того периода известно мало. В обывательском сознании всплывут максимум Родченко с Малевичем, и те – скорее просто как художники. Более продвинутые, конечно, назовут и Юрия Соловьева с Владимиром Рунге, и Светлану Мирзоян. Но в целом дизайн-индустрия страны Советов – предмет для увлекающихся и посвященных.
Тем не менее, в этом направлении можно отметить ряд ключевых вех. Среди них: создание подотдела художественной промышленности при Отделе изобразительных искусств Наркомпроса (1918 год), открытие Высших художественно-технических мастерских (1920 год), постановление Совета Министров СССР № 349 – «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962 год).
В связи с последним в 1963 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Год спустя его директор и основатель Юрий Соловьев выпустил первый номер ежемесячника «Техническая эстетика». Читателя встречало слово редактора: «Специфика художественной подготовки художника-конструктора такова, что он обязан уметь сделать предмет красивым за счет простоты и лаконичности решения. Никому другому это не под силу. Таков один из важнейших аспектов не только рентабельности, но и эстетики».
Журнал «Техническая эстетика» / ©Пресс-служба Ростеха
Первый номер рассказывал об особенностях композиции и художественного конструирования, о специфике проектирования интерьеров для детских садов и яслей, а также про упаковку и, как ни странно, рекламу – которой в привычном, рыночном понимании в Союзе не существовало. Всего же «Техническая эстетика» выходила 28 лет, а тираж в лучшие времена достигал 30 тысяч экземпляров.
В следующие годы открылись художественные отделы на «ИжАвто» (1965 год) и «АвтоВАЗе» (1967 год), прошла первая зарубежная выставка ВНИИТЭ (1973 год). Под девизом «Максимум содержания – минимум формы» унифицировался внешний вид всех советских электроприборов (1975 год). Под председательством Юрия Соловьева был организован Союз дизайнеров СССР (1987 год), который распался вместе с СССР и переродился в Союз дизайнеров России (1992 год).
Народный фотоаппарат
Другой вехой стал выпуск в 1965 году фотоаппарата «Зенит-Е» – последователя малоформатного однообъективного «Зенит 3М». Если дома у кого-то хранится личный или родительский фотоальбом советских времен, можно сказать точно: большинство снимков в нем сделаны на камеру Красногорского завода имени С. А. Зверева (КМЗ), который сейчас входит в структуру холдинга «Швабе». Недавно линейка знаменитых камер «Зенит» вышла в лидеры народного голосования на звание лучшего бренда страны. Фотобренду Красногорского завода имени С. А. Зверева, входящего в состав Холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех, отдали голоса более 50 тысяч россиян.
Беззеркальный фотоаппарат «Зенит-М» / ©Пресс-служба Ростеха
«Зенит-Е» держит мировой рекорд как самая продаваемая и массово производимая «зеркалка» в мире. Всего КМЗ выпустил 3,3 миллиона экземпляров, что в итоге не покрыло и половины спроса – дополнительное производство развернули на заводе в Белоруссии, где было выпущено еще 5 миллионов камер», — рассказывают на КМЗ. Это был успех не только внутри страны. Фотолюбители из Скандинавии, Германии, Англии, Испании, Италии – весь мир охотно приобщался к советской фототехнике. Британский Amateur Photographer в 1967 году писал, что за небольшую стоимость «Зенит-Е» демонстрирует поразительные качества.
Королевское фотографическое общество Великобритании также отмечало: камера удивляет даже не ценой, а своими возможностями. В 1979-м журнал What Camera назвал «Зенит-Е» камерой года, предпочтя ее американским, немецким и японским. Пожалуй, самая интересная ремарка встречается в книге Soviet Product Quality (серия Studies in Soviet History & Society): «Одно из преимуществ советских фотокамер – они, как и советские машины, поступают уже готовыми к работе, и “Зенит” не исключение». Здесь авторы имели в виду, прежде всего, уровень заводской сборки и предварительного тестирования.
Но советский фотоаппарат преодолел не только государственные границы. В музее КМЗ хранится датированное 1974 годом письмо от космических летчиков: «Этот фотоаппарат находился на борту станции “Салют-3”. С ним проведены все запланированные работы. Экипаж благодарит коллектив Красногорского механического завода за отличный фотоаппарат и передает его заводу на хранение».
Еще про «Зениты» сочиняли анекдоты – наглядный индикатор народной популярности. Например, был такой: «На льду шведская тройка. Шайба у Хедберга, щелчок, шайба в зените славы. Слава в отчаянии: это был его любимый фотоаппарат».
Благодарность экипажа космической станции «Салют-3», 1974 год / ©Пресс-служба Ростеха
«Зенит-Е» стал ярким образцом сочетания технической и художественной мысли. В 2019 году, по итогам открытого голосования, камера вошла в топ-50 легендарных брендов, встав в один ряд с «Союзмультфильмом», ВДНХ, музеем Эрмитаж и другими символами страны и советской эпохи. Сегодня она занимает почетное место среди экспонатов Музея московского дизайна, а рассказ о российском дизайне в принципе невозможен без упоминания создателя этого знаменитого фотоаппарата – Владимира Рунге.
Пионеры дизайна
Таланты будущего дизайнера отмечали еще в школе. Напротив дома в Красногорске, где жил Рунге, стоял памятник Сталину. Владимир Федорович и сегодня хорошо его помнит: фигура на бетонном постаменте, с непокрытой головой и правой рукой, заложенной за отворот шинели. Естественным желанием юного художника было сделать эскиз.
Когда набросок попался на глаза учителю рисования, та забрала его для городской выставки детского творчества. Были признания и посерьезнее. На занятиях в химическом кружке Рунге вместе с одноклассником собрал макет завода по производству удобрений – его затем показали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, будущей ВДНХ.
Товарный знак завода, 1970 год / ©Пресс-служба Ростеха
После окончания школы и Красногорского оптико-механического техникума Владимир пришел на КМЗ, где специализировался на разработке и исследованиях электронных микроскопов и рентгеновских микроанализаторов. Знаковым же стал перевод в конструкторское бюро фотокиноаппаратуры Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) завода в 1965 году.
А потом сошлись звезды: при ЦКБ создается художественно-конструкторский сектор, а Рунге учится на вечернем отделении Строгановского училища и одним из первых в Союзе получает должность «художник-конструктор». При выборе руководителя новоиспеченной службы дизайна выбор падает на него.
Первыми в отдел пришли Сергей Шевяков и Владислав Шаблевич – автор дизайнерского решения большинства фотоаппаратов КМЗ с 1965 по 1995 годы. Затем подтянулись выпускники Строгановского училища. Молодых дизайнеров – творческих, по сути, людей пришлось с нуля обучать техническим особенностям фото- и кинотехники, но в итоге дизайнерское подразделение Рунге стало одним из самых известных в СССР.
Творческий Союз
Масштаб влияния Рунге не уменьшится, даже если исключить из рассказа очевидное – то есть «Зенит-Е» и его продолжения. С его подачи КМЗ начал сотрудничать со Строгановкой – инженеры завода посещали вуз с лекциями, а студенты готовили проекты в университетских мастерских. Это был первый подобный опыт в Союзе, и он быстро стал приносить результаты: так появились фотоаппарат «Зоркий-10», получивший золото Лейпцигской ярмарки, и знаменитое «Фоторужье» – для съемки удаленных объектов, в том числе на оживленных улицах и спортивных соревнованиях.
В конце 1960-х Рунге с коллегами разработали фирменный стиль КМЗ на основе элементов логотипа фотоаппаратов «Зенит» – его можно видеть и на современной фототехнике завода. Вместе с художником Анатолием Сивоплясовым в 1976 году он участвовал в разработке техники для Мавзолея Ленина – комплект использовал стереофотограмметрическую съемку и бесконтактно замерял параметры тела бывшего вождя. Разработанные в начале 1980-х камеры «Кварц» были признаны лучшими в своем классе, отмечены медалями ВДНХ и дипломами зарубежных выставок.
Художники-конструкторы КМЗ: Геннадий Тихомиров, Владимир Рунге, Николай Фролин, Владислав Шаблевич, Елена Рыбникова, 1982 год / ©Пресс-служба Ростеха
В разное время Владимир Рунге занимал (и занимает поныне) должности председателя Центральной приемной комиссии Союза дизайнеров СССР, вице-президента «Союза дизайнеров», сопредседателя отделения дизайна и архитектура Российской академии естественных наук, главного научного сотрудника Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики.
Феликс Березнер, президент международной ассоциации Союза дизайнеров, сказал о нем: «Это человек, нашедший для себя правильное применение. Умный, элегантный, по-своему изящный, но в то же время ироничный, дерзкий, упрямый. Фамилия Рунге быстро стала известной и уважаемой в среде, создававшей новый творческий Союз».
Сегодня дело Владимира Рунге продолжается не только на уровне идей. В сентябре 2018 года на крупнейшей фотовыставке в Германии Photokina показали Zenit M. Новый представитель легендарного семейства появился в результате коллаборации КМЗ и немецкой Leica. Дизайн вобрал в себе элементы оформления классических моделей «Зенит» и «Зоркий», а за создание образа отвечала студия SmirnovDesign – отец ее основателя Сергея Смирнова, Альберт Смирнов, в свое время трудился в бюро вместе с Рунге.
Дизайн для людей
Первые дизайнеры на Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) появились в начале 1980-х. Тогда на предприятии активно развивалось направление геодезической техники, а затем и товары народного потребления. Основным поставщиком кадров был и остается Уральский филиал ВНИИТЭ – один из сильнейших в стране. «Сегодня Центр промышленного дизайна УОМЗ – это небольшой, но важный для предприятия коллектив, объединивший в себе сразу несколько направлений.
Основная деятельность включает в себя комплексную работу над продукцией, разработку новых и модернизацию старых образцов изделий, графическое сопровождение и разработку упаковки. Особо стоит отметить собственную макетную лабораторию, где создаются макетные образцы и прототипы будущих изделий.
Уровень вовлечения в производственный процесс зависит от проекта. Специалисты дизайн-бюро не только работают над внешним обликом изделий, но и разрабатывают конструкцию, закладывают принципы функциональной архитектуры, пользовательского опыта, а также создают новые идеи для развития новых товаров. Глобальная задача – «человекоориентированность», то есть не просто сделать красиво, но и учесть ожидания потребителя и отразить их в конечном продукте», – рассказывает Шашмурин.
Среди ключевых проектов, реализованных Центром промышленного дизайна УОМЗ — интерактивная палата «Интегро», многофункциональный наркозно-дыхательный аппарат, аппарат ИВЛ, а также модульный светофор нового поколения Visual Intelligent Control (VIC) и высокотехнологичная информационная стела – последняя является не столько проектом «в себе», сколько частью глобальной программы по усовершенствованию городской информационной инфраструктуры.
Информационный терминал УОМЗ / ©Пресс-служба Ростеха
«Основная идея инфостелы – создание нового инфраструктурного решения. На стадии проектирования специалисты определили круг типовых проблем, характерных для перемещения внутри больших городов: сложности с навигацией, безопасностью и доступом к городским сервисам. Так стелу оснастили цифровой картой, экстренной кнопкой связи с полицией, точкой доступа к Wi-Fi и другим технологичным функционалом. Другой особенностью стала вариативность оформления – за счет листовых композитных материалов внешний вид конструкции легко меняется с учетом городской айдентики», — описывает процесс эксперт предприятия Ростеха.
Сегодня уральский завод в составе «Швабе» довольно тесно связан с дизайн-индустрией. В 2019 году здесь прошла 5-я Уральская индустриальная биеннале. В ней приняли участие 300 художников из 14 стран мира, а само событие было признано лучшим по версии VIII Ежегодной премии The Art Newspaper Russia.
Источник: