Эпоха и сама личность Николая II вызывает большой интерес у современников. О том, как формировался образ последнего российского императора, выяснила историк из ТюмГУ, сотрудница Тюменского музейно-просветительского объединения Ксения Анкушева.
ТюмГУ
# император
# манисфет
# манифест
# Николай II
# семья
# царь
Коронация Николая II / ©Getty images
«Образ Николая II характеризуется многоплановостью: царь, муж, отец, православный, мученик, последний русский император. И в каждом аспекте большую роль играет семья. Ее судьба, особенно детей, вызывает сочувствие. Пожалуй, это тот элемент в образе Николая II, который не вызывает разногласий и не зависит от пола, возраста, политических убеждений и иных характеристик аудитории», – рассказала Ксения.
По мнению историков, фигура Николая II сегодня воспринимается неоднозначно: в обществе есть палитра оценок, отсюда многочисленные дискуссии особенно по случаю юбилейных дат, премьер фильмов и другим поводам. Но исследователи прибегают к исторической памяти. В отличие от исторической науки, которая опирается на принцип объективности, память обращена к эмоциям.
В дореволюционную эпоху, по мнению экспертов, главными в формировании общественного мнения о Николае II были документы об учреждении Госдумы, Манифест 1905 года. События Первой русской революции и ее последствия оценивались современниками спорно. Тогда образ Николая II приобретал публичный характер и формировался под влиянием не только его поступков, но и действий остальных членов семьи и даже приближенных к ним особ.
Советский период сконструировал модели исторической памяти на основе разрушения идеологических основ православия и святости монархии, в том числе через карикатуризм образов царской власти. А всплеск интереса к личности Николая II возник в эпоху гласности: всплыли страшные подробности смерти Романовых. «Новая общественно-политическая реальность подтолкнула ряд авторов «перекроить» историю, – пояснила Ксения Анкушева.
– Произошла подмена “карикатурного образа” на “иконографическое изображение святого новомученика”. Споры о Николае II, его политике, роли в истории России, являются частью глубокой проблематики о судьбе страны, выборе ее политического курса. При этом образ Николая II остается знаковым для образа российской монархии. Эта ассоциация актуальна и сегодня».
Любопытно, что личность царя оценивают полярно. По мнению специалистов, критическая позиция формировалась в России и в Америке, ее целью было развенчание Николая II как человека и государственного деятеля (одна из причин – стремление оправдать победу Октябрьской революции). По словам историков, сущность монаршего служения Николая II в рамках этого подхода приобретала почти мистическое свойство, монархия – Божьей милостью отражение небесного милосердия, государь – «милующий, но требующий исполнения гражданского долга».
Тема вины – центральная в эмигрантском повествовании, а жизнь Николая II – судьба истинного православного христианина, погибшего как святой мученик за Россию и православную веру. В то же время император представал как инициатор экономических и социальных реформ, стремящийся вести империю к прогрессу.
Стоит вспомнить, что придание императору Николаю II статуса страстотерпца вызвало дискуссии в кругах духовенства и оказалось в фокусе научных изысканий. Трагедия на Ходынке и Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, отношения царской семьи и Григория Распутина, акт отречения императора от престола и последующие события до сих пор остаются «болевыми точками».
А точкой отсчета восшествия императора Николая на страстотерпческий путь называется «подвиг, явленный в страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге». «Безусловно, появляются все новые штрихи к портрету Николая II, – рассказывает Ксения Анкушева.
– Авторы стремятся найти новые сюжеты, в том числе актуальные с точки зрения современных проблем экономики. Названия говорят сами за себя: «Финансовый менеджмент императора Николая II»… Рассматривается и проблематика детства, в частности, через царские игрушки. Многие вспоминают цитату учителя царевича Алексея, «что государь Николай II для своих детей был одновременно Царем, отцом и товарищем».
Примером обращения к памяти о событиях, связанных с именем Николая II, является туристический проект «Императорский маршрут», который проходит по ряду городов. Он, по сути, формирует образ императора в исторической памяти. А вот к сайтам отношение историков неоднозначное, поскольку ресурсы с материалами исторического характера порой корректируются пользователями-неисториками. «В этой ситуации мы наблюдаем, с одной стороны, популяризацию истории, а с другой – появление процессов ее мифологизации и даже искажения», – говорят эксперты.
Один сайт описывает Николая II так: «Безвольный и упрямый, склонный к мистицизму, наивно убежденный в народной любви и преданности, Николай II сам любил лишь свою семью…», другой отмечает: «Николай не жаловал людей, превосходивших его умом и твердостью характера». В объеме, содержании материалов историки замечают различия.
Визуальные источники тоже формируют образ Николая II. И это не только фотографии. Как и прежде, образ узнаваем, потому используется в коммерческой деятельности, например, в сувенирной продукции. С начала 2000-х годов на улицах российских городов появились баннеры с изображением царской семьи и текстами.
К примеру, такими: «Ты прости, Государь, чад заблудших своих и за нас помолись перед Богом!». По мнению специалистов, городской ландшафт используется как инструмент, формирующий мысли и эмоции.
Потому такая подача материала считывается широкой аудиторией и важна в формировании образа императора Николая II. «В рамках исследования мы опросили студентов. Они назвали разные ассоциации, связанные с именем императора. По повторяемости лидировали варианты «семьянин» и «революция». Звучали и другие ассоциации. Это значит, что имя Николая II удерживается исторической памятью. Оно ассоциируется с трагическими событиями в истории нашей страны, а его правление оценивается неоднозначно и продолжает вызывать интерес», – заключила историк.
Источник: